Немного
истории:
Газета
"Вечерний Ленинград", воскресенье, 11 января 1948 года:
"Сотни ленинградских спортсменов решили провести свой воскресный
отдых на заснеженных холмах Кавголова и Токсова - излюбленных местах зимнего
спорта.
… Медленно подходит к перрону поезд. Это не совсем обычный состав. Он
введен специально для обслуживания лыжников, отправляющихся за город.
Это - экспресс "лыжная стрела".
В составе 11 вагонов, все они хорошо протоплены и освещены.… Ровно в 9
часов 22 минуты поезд плавно отходит от перрона Финляндского вокзала и
скрывается в утренней дымке..."
* * *
Итак,
впервые о "Лыжной стреле" было объявлено еще в 1948 году! Кстати,
в том же году отмечали 15 лет экспрессу "Красная стрела", курсирующему
между Москвой и Ленинградом. Так что "Лыжную стрелу"
можно назвать младшей сестрой "Красной стрелы".
* *
*
В Ленинграде, в 1960-х - 1980-х годах, были необычайно популярны туристские
поезда "Лыжная стрела", уходящие зимой в выходные дни рано утром
с Финляндского и Московского вокзалов в различных направлениях. Недорогие
путевки, распространяемые через профсоюзы на многих предприятиях города,
с удовольствием приобретались всеми желающими для отдыха в выходные дни.
Наиболее крупные предприятия, такие как ЛОМО, иногда даже полностью комплектовали
весь поезд отдыха своими работниками, провожая их на вокзале с оркестром!
|
24 февраля
1974 года."Лыжная стрела" пришла на станцию Орехово.
|
9 февраля 1980
года. Вмиг опустели вагоны и инструктора стали приглашать на маршруты.
|
|
Каждый
такой поезд увозил на природу до 1000 человек (в хорошую погоду). Это
были настоящие дома отдыха на колесах. По прибытии в пункты назначения
(самые лучшие места для катания на лыжах: Зеленогорск, Каннельярви, Горьковская,
Сосново, Орехово, Токсово, Шапки) - опытные инструкторы формировали группы
желающих на размеченные в лесу круговые маршруты 5, 10 и 15 км. Для тех
же, кто поехал без лыж предлагались небольшие пешие прогулки по лесу.
В поезде можно было оставить свои вещи, а наиболее ценное сдать в "главный"
вагон. Все двери закрывались, кроме одной, у которой оставались дежурные
инструкторы.
|
12 января 1980
года. "Лыжная стрела" Орехово.
|
26 января 1986
года. "Лыжная стрела" Орехово.
|
|
Следом
за инструктором шли как правило более опытные и быстрые лыжники,
помогая прокладывать лыжню, если был снегопад. В пути неоднократно
делались остановки, чтобы подождать отстающих. Каждую группу на
маршрутах замыкал также инструктор. Первые километры пути маршруты
совпадали, всегда впереди шла группа на 15 км, затем на 10 км, а
последняя на 5 км. Те, кто явно не рассчитал свои силы, могли перейти
на более легкий маршрут, предупредив об этом инструктора.
На
фото слева - 9 февраля 1980 г. Орехово, группа на маршруте.
|
На
некоторых направлениях, к примеру - Сосново, инструкторы устраивали
чаепитие в лесу, на маршруте, для чего согревали чай на костре.
Сосновские трассы проходили и мимо того места, где сейчас расположен
горнолыжный курорт "Игора". Очень интересные прогулки
были в Токсово, проходившие через Поляну сказок, уникальный заповедник
зубробизонов, Изумрудное озеро. Более дальний маршрут пересекал
гору, где сейчас находится горнолыжный курорт "Охта-парк".
А самые фантастические, по своей красоте, места были, конечно же,
в Орехово. Здесь лыжные маршруты проходили по сильно пересеченной
местности среди озер Фигурное (Верхолино), Нырково, Окуневое, Ракитинское,
Ветреное, Большое Борково.
Часа через два-три прогулки по лесу завершались и можно было спокойно
перекусить в вагонах. Кроме сухого пайка и кофе, стоимость которых
входила в путевку, все желающие могли приобрести в буфете лимонад,
печенье, шоколад и т.д. Конечно же, многие брали с собой дополнительно
какие-то продукты, чтобы подкрепиться более основательно. После
отдыха в поезде, все желающие приглашались на различные соревнования,
специально организованные около поезда. И конечно же не забывали
такой народный праздник как масленицу (проводы русской зимы) в начале
марта, который проходил с песнями, танцами и традиционным сжиганием
чучела Зимы.
|
2 марта 1980 г. Орехово. Масленица.
|
15 марта 1981 г. Орехово. Масленица.
|
Вверху - 15
марта 1981 г. Орехово. Соревнования
Справа - 15
марта 1981 г. Орехово. Масленица.
|
|
|
После
небольшого отдыха, многие снова вставали на лыжи и расходились по ближайшим
окрестностям. Ну а у кого оставалось еще много сил после прогулок в лесу,
шли кататься на горе, что всего в 5 минутах от станции Орехово. К отходу
поезда (в 15-16 часов) все собирались по своим вагонам. Если кто не вернулся
из леса, то организовывался спасательный отряд из инструкторов, хорошо
знающих местность. В поезде всегда был врач, который мог оказать необходимую
помощь.
|
15 марта 1987
г. Орехово. Гора у станции.
|
21 марта 1987 г. "Лыжная стрела" в Орехово.
|
9 февраля 1986
г. На "Лыжной стреле".
|
На
обратном пути кто спал, надышавшись свежим воздухом в лесу, а кто
и песни распевал или читал книгу. С каждым годом такие поезда становились
все более популярными. И только оттепели или сильные морозы могли
охладить пыл любителей лыжных прогулок. Однако, и в такие дни поезда
не пустовали, разве что свободнее были вагоны.
А
за окном была уже "переSтройка", известно чем завершившаяся,
и уже в 1991 году проследовали последние "Лыжные стрелы".
И вот, спустя 17 лет, снова появились "Лыжные стрелы",
о былой славе которых и сейчас многие помнят.
|
|
|
О
первой "постперестроечной" ореховской "Лыжной стреле"
2008 года можно посмотреть на странице
"Назад в будущее"
|
www.orehovosite.narod.ru
Все фото JK
Design JK
|
|