Вспоминая прошлое...
snowflake
Туристский поезд "Лыжная стрела"
Новое - это хорошо забытое старое...
Немного истории:

Газета "Вечерний Ленинград", воскресенье, 11 января 1948 года:
"Сотни ленинградских спортсменов решили провести свой воскресный отдых на заснеженных холмах Кавголова и Токсова - излюбленных местах зимнего спорта.
… Медленно подходит к перрону поезд. Это не совсем обычный состав. Он введен специально для обслуживания лыжников, отправляющихся за город. Это - экспресс "лыжная стрела".
В составе 11 вагонов, все они хорошо протоплены и освещены.… Ровно в 9 часов 22 минуты поезд плавно отходит от перрона Финляндского вокзала и скрывается в утренней дымке..."

* * *

Итак, впервые о "Лыжной стреле" было объявлено еще в 1948 году! Кстати, в том же году отмечали 15 лет экспрессу "Красная стрела", курсирующему между Москвой и Ленинградом. Так что "Лыжную стрелу" можно назвать младшей сестрой "Красной стрелы".

* * *

В Ленинграде, в 1960-х - 1980-х годах, были необычайно популярны туристские поезда "Лыжная стрела", уходящие зимой в выходные дни рано утром с Финляндского и Московского вокзалов в различных направлениях. Недорогие путевки, распространяемые через профсоюзы на многих предприятиях города, с удовольствием приобретались всеми желающими для отдыха в выходные дни. Наиболее крупные предприятия, такие как ЛОМО, иногда даже полностью комплектовали весь поезд отдыха своими работниками, провожая их на вокзале с оркестром!

"Лыжная стрела"
24 февраля 1974 года."Лыжная стрела" пришла на станцию Орехово.
"Лыжная стрела"
9 февраля 1980 года. Вмиг опустели вагоны и инструктора стали приглашать на маршруты.

Каждый такой поезд увозил на природу до 1000 человек (в хорошую погоду). Это были настоящие дома отдыха на колесах. По прибытии в пункты назначения (самые лучшие места для катания на лыжах: Зеленогорск, Каннельярви, Горьковская, Сосново, Орехово, Токсово, Шапки) - опытные инструкторы формировали группы желающих на размеченные в лесу круговые маршруты 5, 10 и 15 км. Для тех же, кто поехал без лыж предлагались небольшие пешие прогулки по лесу. В поезде можно было оставить свои вещи, а наиболее ценное сдать в "главный" вагон. Все двери закрывались, кроме одной, у которой оставались дежурные инструкторы.

"Лыжная стрела"
12 января 1980 года. "Лыжная стрела" Орехово.
"Лыжная стрела"
26 января 1986 года. "Лыжная стрела" Орехово.
"Лыжная стрела"

Следом за инструктором шли как правило более опытные и быстрые лыжники, помогая прокладывать лыжню, если был снегопад. В пути неоднократно делались остановки, чтобы подождать отстающих. Каждую группу на маршрутах замыкал также инструктор. Первые километры пути маршруты совпадали, всегда впереди шла группа на 15 км, затем на 10 км, а последняя на 5 км. Те, кто явно не рассчитал свои силы, могли перейти на более легкий маршрут, предупредив об этом инструктора.
"Лыжная стрела"
флаг СССР

На фото слева - 9 февраля 1980 г. Орехово, группа на маршруте.

На некоторых направлениях, к примеру - Сосново, инструкторы устраивали чаепитие в лесу, на маршруте, для чего согревали чай на костре. Сосновские трассы проходили и мимо того места, где сейчас расположен горнолыжный курорт "Игора". Очень интересные прогулки были в Токсово, проходившие через Поляну сказок, уникальный заповедник зубробизонов, Изумрудное озеро. Более дальний маршрут пересекал гору, где сейчас находится горнолыжный курорт "Охта-парк".
А самые фантастические, по своей красоте, места были, конечно же, в Орехово. Здесь лыжные маршруты проходили по сильно пересеченной местности среди озер Фигурное (Верхолино), Нырково, Окуневое, Ракитинское, Ветреное, Большое Борково.

Часа через два-три прогулки по лесу завершались и можно было спокойно перекусить в вагонах. Кроме сухого пайка и кофе, стоимость которых входила в путевку, все желающие могли приобрести в буфете лимонад, печенье, шоколад и т.д. Конечно же, многие брали с собой дополнительно какие-то продукты, чтобы подкрепиться более основательно. После отдыха в поезде, все желающие приглашались на различные соревнования, специально организованные около поезда. И конечно же не забывали такой народный праздник как масленицу (проводы русской зимы) в начале марта, который проходил с песнями, танцами и традиционным сжиганием чучела Зимы.

"Лыжная стрела"
2 марта 1980 г. Орехово. Масленица.
"Лыжная стрела"
15 марта 1981 г. Орехово. Масленица.

"Лыжная стрела"

Вверху - 15 марта 1981 г. Орехово. Соревнования

Справа - 15 марта 1981 г. Орехово. Масленица.

"Лыжная стрела"

После небольшого отдыха, многие снова вставали на лыжи и расходились по ближайшим окрестностям. Ну а у кого оставалось еще много сил после прогулок в лесу, шли кататься на горе, что всего в 5 минутах от станции Орехово. К отходу поезда (в 15-16 часов) все собирались по своим вагонам. Если кто не вернулся из леса, то организовывался спасательный отряд из инструкторов, хорошо знающих местность. В поезде всегда был врач, который мог оказать необходимую помощь.

"Лыжная стрела"
15 марта 1987 г. Орехово. Гора у станции.
"Лыжная стрела"
21 марта 1987 г. "Лыжная стрела" в Орехово.
"Лыжная стрела"
9 февраля 1986 г. На "Лыжной стреле".

На обратном пути кто спал, надышавшись свежим воздухом в лесу, а кто и песни распевал или читал книгу. С каждым годом такие поезда становились все более популярными. И только оттепели или сильные морозы могли охладить пыл любителей лыжных прогулок. Однако, и в такие дни поезда не пустовали, разве что свободнее были вагоны.

А за окном была уже "переSтройка", известно чем завершившаяся, и уже в 1991 году проследовали последние "Лыжные стрелы". И вот, спустя 17 лет, снова появились "Лыжные стрелы", о былой славе которых и сейчас многие помнят.

на главную страницу

О первой "постперестроечной" ореховской "Лыжной стреле" 2008 года можно посмотреть на странице "Назад в будущее"


www.orehovosite.narod.ru
Все фото JK
Design JK

Орехово